Вольфганг Амадей Моцарт — Цитаты

( «Моцарт»)

Портрет Моцарта кисти Эдлингера (1790)

Вольфганг Амадей Моцарт (на немецком: Wolfgang Amadeus Mozart, полное имя Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт Joannes Chrysostomus Wolfgang Theophilus Mozart; 1756 — 1791) — гениальный австрийский композитор.

В последние несколько лет я вступил в такие близкие отношения с этим лучшим другом человечества, что теперь смерть не только не является для меня чем-то страшным, а наоборот, очень утешительным.
Говорить красноречиво — очень большое искусство, но надо знать момент, когда следует остановиться.
Музыка, изображающая даже нечто ужасное, должна не оскорблять слух, а доставлять удовольствие, то есть всё время оставаться музыкой.
Никто не в состоянии делать всё: балагурить и потрясать, вызывать смех и глубоко трогать, и всё одинаково хорошо, как это умеет Гайдн.
Не надо вести себя недостойно здесь, это кардинальный вопрос, остальное будет сделано само. Кто самый дерзкий, имеет лучший шанс.
Невелика честь быть императором.
Сразу после Бога идёт отец.
Тем не менее, страсти, независимо сильные или нет, никогда не должны столь выражаться, чтобы достигнуть пункта порождения отвращения, и музыка, даже в ситуациях самого большого ужаса, никогда не должна быть болезненной для уха, но должна польстить и очаровать, и таким образом всегда оставаться музыкой.
Только смерть, когда мы приближаемся, чтобы рассмотреть её вблизи, является истинной целью нашего существования.
У меня есть жена Констанция! Она мой замок, мой табун породистых лошадей, моя любовница и моя куча детей.
Чтобы сорвать аплодисменты, нужно либо писать вещи настолько простые, чтобы их мог напеть всякий возница, либо такое непонятное, чтобы только потому и нравилось, что ни один нормальный человек этого не понимает.
Это большое утешение для меня помнить, что Бог, к которому я приблизился в скромной и искренней вере, пострадал и умер для меня, и что он будет смотреть на меня в любви и сострадании.
Я благодарю своего Бога за то, что он любезно предоставил мне возможность изучения, что смерть — ключ, который отпирает дверь в наше истинное счастье.
Я не слышу в своём воображении части музыки последовательно, я слышу её всю сразу. И это наслаждение!

Цитаты о Моцарте

 

Новых зданий в Берлине не видать. Театр перестроен после пожара 1843 года. Он отделан очень, даже слишком богато, но во многом грешит против вкуса. <…> Над сценой находятся портреты четырёх главных немецких композиторов: Бетховена, Моцарта, Вебера и Глука… Грустно думать, что первые два жили и умерли в бедности (могила Моцарта даже неизвестна), а Вебер и Глук нашли себе приют в чужих землях, один в Англии, другой во Франции.

  — Иван Тургенев, «Письма из Берлина»
 

Когда мне было двадцать лет, я признавал только самого себя. Тридцати лет я говорил уже «я и Моцарт», сорока «Моцарт и я», а теперь я говорю уже только «Моцарт».

  — Шарль Гуно
 

Не знаю, в самом ли деле ангелы в присутствии Бога играют лишь Баха; но я уверен, что в своем домашнем кругу они играют Моцарта.

  — Карл Барт
 

Пожалуй, в музыке нет имени, перед которым человечество так благосклонно склонялось, так радовалось и умилялось. Моцарт — символ самой музыки.

  — Борис Асафьев
 

Невероятная гениальность возвысила его над всеми мастерами всех искусств и всех столетий.

  — Рихард Вагнер
 

У Моцарта надрыва нет, потому что он выше надрыва.

  — Иосиф Бродский
 

Его музыка безусловно не просто развлечение, в ней звучит вся трагедия человеческого бытия.

  — Бенедикт XVI
 

Писать столь красиво, как Моцарт, мы уже не можем, попробуем писать по крайней мере так же чисто как он.

  — Иоганнес Брамс
 

По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.

  — Петр Ильич Чайковский
 

Моцарт самый смелый новатор, какого когда-либо знала история, это был самый прогрессивный музыкант, живший на земле, ибо он действительно внёс в музыкальное искусство нечто совершенно новое, неслыханное: он научил говорить отдельные инструменты оркестра, вдохнул в них душу — словом, музыка в определённом смысле обрела язык благодаря Моцарту

  — Феликс Мотль, австрийский дирижёр.
 

Моцарт говорил, что музыкальное произведение является ему сразу как целое, которое потом приходится расчленять на последовательные фазы звучания, ― но в конце музыка снова собирается в некий ансамбль, все части которого звучат одновременно, как части архитектурного ансамбля одновременно предстают взору. Так и любовь: приостановка времени в оргазме как бы дает сигнал к переходу всего процесса телесной близости в некий неподвижный ансамбль, архитектонику счастья и вечности.

  — Михаил Эпштейн, «Поэтика близости», 2003
 

Аполлон натёрся маслом, Дионис натёрся соком,

И схватили человека — тот за шею, тот за мозг,

Оборвали третье ухо, вырезали третье око,

Плавят, рвут его как воск,

Но сияющий, нетленный,

Равноденственный, блаженный —

Где же Моцарт? — Силой чар

В хрустале звезды Мицар. — «…в хрустале звезды Мицар» — поэтическая фраза Елены Шварц, ставшая крылатой с начала XXI века и самой известной в её творчестве.

  — Елена Шварц, «5 этаж вверх из сердцевины» (стих 15) (1990-е)
  1. 1,01,1 Дэниел Хоуп «Когда можно аплодировать?» = Wann Darf Ich Klatschen? / В. Седельник. — М., Владимир: АСТ; Астрель; ВКТ, 2010. — С. 58. — 320 с. — ISBN 978-5-17-068478-6
  2. Источник: Тургенев И. С., Собрание сочинений в 12-ти томах. — Москва: «Художественная литература», 1976—1979, том 12.
  3. Mozart: Catholic, Master Mason, favorite of the pope
  4. Михаил Эпштейн, «Поэтика близости». ― М.: «Звезда», N1, 2003 г.
  5. Елена Шварц. «Книга ответвлений». — СПб.: ЭЗРО, Литературное общество «Утконос», ISBN 5-89007-003-9, 112 с., 1996 г.