Григорий Саввич Сковорода — Цитаты

Григорий Саввич Сковорода (укр. Григорій Савич Сковорода; 22 ноября (3 декабря) 1722, село Чернухи, Киевская губерния, Российская империя — 29 октября (9 ноября) 1794, село Ивановка, Харьковское наместничество, Российская империя) — русский и украинский странствующий философ, поэт, баснописец и педагог, внёсший значительный вклад в восточнославянскую культуру. Снискал славу первого самобытного философа Российской империи. Григорий Сковорода считается завершителем эпохи казацкого барокко и родоначальником русской религиозной философии. Произведения Григория Саввича Сковороды оказали существенное влияние на ряд крупнейших русских мыслителей.

Григорий Сковорода приходится двоюродным прадедом другому русскому философу Владимиру Сергеевичу Соловьёву.

Песни, стихи

 

Хочешь ли жить в сласти? Не завидь нигде.

Будь сыт малой части, не убойся везде.

Плюнь на гробные прахи и на детские страхи;

Покой — смерть, не вред.

Так живал афинейский, так живал и еврейский
Епикур — Христос. — «Сад божественных песен», 30

«Басни Харьковские»

 

…Как практика без сродности есть бездельная, так сродность трудолюбием утверждается. Что пользы знать, каким образом делается дело, если ты к тому не привык? Узнать не трудно, а трудно привыкнуть. Наука и привычка есть то же. Она не в знании живет, но в делании. Ведение без дела есть мученье, а дело — без природы. Вот чем разнится scientia et doctrina (знание и наука).

  — 10
 

…Мудрому человеку весь мир есть отечество: везде ему и всегда добро. Он добро не собирает по местам, но внутри себя носит оное. Оно ему солнце во всех временах, а сокровище во всех сторонах. Не его место, но он посвящает место, не изгнанник, но странник и не отечество оставляет, а отечество переменяет; в которой земле пришелец, той земли и сын…

  — 26

Трактаты, диалоги

 

Послушай, душа моя! Я и сам признаюсь, что точно не знаю. А если тебе понравятся мои мысли, так поговорим откровеннее. Ты ведь без сомнения знаешь, что называемое нами око, ухо, язык, руки, ноги и все наше внешнее тело само собою ничего не действует и ни в чем. Но все оно порабощенно мыслям нашим. Мысль, владычица его, находится в непрерывном волнении день и ночь. Она то рассуждает, советует, определение делает, понуждает. А крайняя наша плоть, как обузданный скот или хвост, поневоле ей последует. Так вот видишь, что мысль есть главная наша точка и средняя. А посему-то она часто и сердцем называется. Итак, не внешняя наша плоть, но наша мысль — то главный наш человек. В ней-то мы состоим. А она есть мы.

  — «Наркисс»
 

…Весьма не малое дело: узнать себя.

  — «Наркисс»
 

Весь мир состоит из двоих натур: одна видимая, другая невидимая. Видимая называется тварь, а невидимая — Бог. Сия невидимая натура, или Бог, всю тварь проницает и содержит, везде и всегда был, есть и будет.

  — «Наркисс»
 

Бог богатому подобен фонтану, наполняющему различные сосуды по их вместимости. Над фонтаном надпись сия: «Неравное всем равенство».

Льются из разных трубок разные струи в разные сосуды, вкруг фонтана стоящие. Меньший сосуд менее имеет, но в том равен есть большему, что равно есть полный. И что глупее, как равное равенство, которое глупцы в мир ввести зря покушаются? Куда глупое все то, что противно блаженной натуре?..

  — «Алфавит, или Букварь мира»

Письма

По М. И. Коваленскому

 

Свет подобен театру: чтоб представить на театре игру с успехом и похвалою, то берут роли по способностям. Действующее лицо на театре не по знатности роли, но за удачность игры вообще похваляется. Я долго рассуждал о сем и по многом испытании себя увидел, что не могу представить на театре света никакого лица удачно, кроме низкого, простого, беспечного, уединенного: я сию роль выбрал, взял и доволен. — Ответ харьковскому губернатору.

 

Некто из ученых спросил его тут же, что есть философия.

— Главная цель жизни человеческой, — отвечал Сковорода. — Глава дел человеческих есть дух его, мысли, сердце. Всяк имеет цель в жизни, но не всяк главную цель, то есть не всяк занимается главою жизни. Иной занимается чревом жизни, то есть все дела свои направляет, чтобы дать жизнь чреву; иной — очам, иной — волосам, иной — ногам и другим членам тела; иной же — одеждам и прочим бездушным вещам; философия, или любомудрие, устремляет весь круг дел своих на тот конец, чтоб дать жизнь духу нашему, благородство сердцу, светлость мыслям, как главе всего. Когда дух в человеке весел, мысли спокойны, сердце мирно, то все светло, счастливо, блаженно. Сие есть философия.

 

Благодарение всеблаженному Богу, что нужное сделал нетрудным, а трудное ненужным! — Поговорка Сковороды.

 

Мир ловил меня, но не поймал. — Эпитафия Сковороды.

 

Мір ловил меня, но не поймал.

Без источника

Когда наш век или наша страна имеет мудрых мужей гаразда менее, нежели в других веках и сторонах, тогда виною сему есть то, что шатаемся по бесчисленным и разнородным книг стадам — без меры, без разбору, без гавани.
Счастье наше есть мир душевный.
Бери вершину и будешь иметь середину.
Всяк должен узнать себе, сиречь свою природу, чего она ищет, куда ведет, — и ей последовать… Конь ли еси? — Носи седока. Вол ли еси? — Носи ярем. Пес ли борзый? — Лови зайцы. Дацкой ли? — Дави медведя.
Господь, во всеблагой милости своей, сделал все нужное несложным, а все сложное — ненужным.
Не все то яд, что неприятно на вкус.
Не может не блудить нога твоя, когда блудит сердце.
О, если бы мы в позорных делах были такие же стеснительные и боязливые, как часто мы бываем боязливые и порочно стеснительные в порядочных поступках!
О, Отче мой! Трудно вырвать сердце из клейкой стихийности мира!
Самая большая потеря — это потеря времени.
Тот ближе всех к небу, кому ничего не надо.
Тот враг самый опасный, который притворяется твоим другом.
У истины простая речь.
Мудрец должен из навоза отбирать золото.
Только тогда познается ценность времени, когда оно утрачено.
Как неразумно выпрашивать то, что можешь сам достигнуть!
Когда твёрдо идёшь путём, по которому начал идти, по моему мнению, ты счастлив.
На новое направление ищи новые ноги.
Не ум от книг, а книги от ума создались.
Неужели ты не слышал, что дети века мудрее детей дня?
Определяй вкус не по скорлупе, а по ядру.
Всё благосотворено от всещедрого Творца, но не всем всегда бывает полезно.
Промысел Его верно печется о нас и дает все потребное во благовременность.
Истинная дружба, правдивое счастье и прямая юность никогда не обветшают.
Из-за того, что дружба такая божественная, такая приятная вещь, кажется, будто она — солнце жизни.
Разговор есть сообщение мысли и будто взаимное сердец лобызание; соль и свет компаний — союз совершенства.
Учись собирать расточение мыслей твоих и обращать их внутрь тебя.
Чучел тот, не мудрец, что не прежде учит сам себя.
Живут на земли ничего не помышляющие, кроме обогатиться, наестись, напитись, одетись. Бегайте разговоров сих, хотящих обогатитись. В сердце их худое семя, плодоприносящее желчь и змиин яд, убивающий душу.
Правда, что праздность тяжелее гор Кавказских.
Так вот же сей час видна бедности нашей причина: что мы, погрузив все наше сердце в приобретение мира и в море телесных надобностей, не имеем времени вникнуть внутрь себе, очистить и поврачевать самую госпожу тела нашего, душу нашу.
Нет беднее и в самом аде, как болеть в самых внутренностях, а самые темные внутренности есть то бездна дум наших, вод всех шире и небес.
Тело на то родилось, чтоб болеть и исчезать, как луна. А душа есть чаша, наполняемая вечною радостью.
Мир уязвлять только нас может, исцелять не может.
Удивительно, что самое нужное в человеке коснее и позднее созидается, яко сердце есть существом человеческим, а без него он чучелом и пнем есть.
Жизнь не то значит, чтоб только есть и пить, но быть веселым и куражным, и сытость телесная не даст куража сердцу, лишенному своея пищи.
Из суеверий родились вздоры, споры, секты, вражды междусобныя и странныя, ручныя и словесныя войны, младенческие страхи и проч.
Житие значит: родиться, кормиться, расти и умаляться, а жизнь есть плодоприношение, прозябшее от зéрна истины, царствовавшия в сердце их.
Видно, что жизнь живет тогда, когда мысль наша, любля истину, любит выследывать тропинки ея и, встретив око ея, торжествует и веселится сим незаходимым светом.
Проси у Бога не плотской жизни, но светозарное сердце.
Нет мучительнее, как болеть мыслями, мучиться сердцем, зябнуть душой от холодного скрежета и безкуражного отчаяния.
А какова есть жизнь наша, такова и дружба наша. Она несть основана на оной притче: Когда есть пирожок, тогда есть и дружок.

Цитаты о Сковороде

 

Он одевался пристойно, но просто; пищу имел, состоящую из зелий, плодов и молочных приправ, употреблял оную ввечеру, по захождении солнца; мяса и рыбы не вкушал не по суеверию, но по внутреннему своему расположению; для сна отделял он времени своего не более четырех часов в сутки; вставал до зари и, когда позволяла погода, всегда ходил пешком за город прогуливаться на чистый воздух и в сады; всегда весел, бодр, легок, подвижен, воздержан, целомудр, всем доволен, благодушествуют;, унижен пред всеми, словоохотен, где не принужден говорить, из всего выводящий нравоучение, почтителен ко всякому состоянию людей, посещал больных, утешал печальных, разделял последнее с неимущими, выбирал и любил друзей по сердцу их, имел набожество без суеверия, ученость без кичения, обхождение без лести. — Образ жизни Сковороды в Харькове.

  — М. И. Коваленский, 1795
 

Ревнитель истины, духовный богочтец,

И словом, и умом, и жизнию мудрец;

Любитель простоты и от сует свободы,

Без лести друг прямой, доволен всем всегда,

Достиг на верх наук, познавши дух природы,

Достойный для сердец пример, Сковорода. — «Надгробная надпись: Григорию Савичу Сковороде, в Бозе скончавшемуся 1794 года, октября 29 дня.»

  — М. И. Коваленский, 1795
 

У нас он едва ли не первый (и не единственный) умел простонародным языком выражать самые высокие истины и сливать идеи философии со словами Св. Писания, так что глубокий их смысл, при его способе аллегорического объяснения, становясь доступным каждому, далеко проникал в душу. Если справедливо, что народ должен иметь свою собственную, созданную особым развитием его особенного духа философию, в которой, как в высшем простейшем выражении всех элементов народной жизни, соединены были бы основные понятия его ума, лучшие верования его сердца, оригинальное воззрение на природу…, то в Сковороде мы почти безошибочно можем видеть росток русской народной философии, росток, к сожалению, до сих пор остающийся без дальнейшего развития и проявления. Вот почему так интересно все, относящееся к этому простому, бесхитростному мыслителю, скрывавшему под одеждой простолюдина ум, просвещенный наукой, и душу, отличающуюся резким типом народного характера, глубоко-русскую, и, вместе с тем, способную отторгаться от мелочной видимости, чтобы постоянно стремиться в сферу бесконечного, и вдохновенно созерцать Творца в величии творения Ero.

  — А. А. Краевский, 1835
 

Сковорода принадлежит к числу тех немногих моралистов-философов, которые исповедовали свои принципы делом и жизнию и несли на алтарь своего служения не столько избытки от своих духовных дарований, сколько самую душу, кровь своего сердца. Сковорода посвятил всю свою жизнь развитию и распространению своей этической философии, посвятил жизнь в полном смысле слова: ни одной черты в его существовании не было такой, которую можно было признать его личною, не связанною с тем, что он считал своей миссией. В этом отношении это личность редчайшей ценности.

  — Н. С. Стеллецкий, 1894
 

Сковорода стоит у самого порога русской мысли. Он первый и творчески начинает то, что потом гениально растет, множится и цветет. Блеск и величие последующего нимало не должно заслонять его скромную, но героическую фигуру и отнимать у него хоть частицу славы и признания, которые ему подобают. Сковорода имеет специфическую прелесть примитива, чары соединения гениальности с наивной и целомудренной скованностью культурных форм, и эта прелесть, как неповторимая, навсегда останется за ним.

  — В. Ф. Эрн, 1912
 

Григорий Саввич Сковорода (1722—1794) примечателен, как первый философ на Руси в точном смысле слова. Изучение его фи­лософского творчества интересно и само по себе, но еще более интересно оно с исторической точки зрения. Сковорода был бы непо­нятен вне исторической перспективы, вне всей той философской культуры, какая слагалась на Южной Руси благодаря Киевской Академии. Появление Сковороды свидетельствует о том, что не напрасно занимались в Академии изучением западной мысли, — в оригинальной и самостоятельной системе Сковороды надо видеть первые всходы того, что развивалось в русской религиозной душе, когда умственная энергия направлялась на вопросы философии. Сковорода был глубоко верующим человеком, но в то же время он был необычайно свободным внутренне. В этой внутренней его сво­боде, в смелых, иногда дерзновенных полетах его мысли он стано­вился в оппозицию к традиционным церковным учениям, но в своем пламенном устремлении к истине он не боялся ничего… В нем живет подлинное озарение веры, он — мистик, в лучшем смысле этого слова, но и разум его в свободном вдохновении не знает никаких стеснений, и черты рационализма часто присущи ему.

Хотя Сковорода в своем развитии чрезвычайно связан с цер­ковной жизнью Украины, но он далеко выходит за ее пределы и по существу созвучен общерусской духовной жизни. В этом его об­щерусское значение, его законное место в изложении русской фи­лософии.

Религиозно-мистическое мировоззрение Сковороды воплоща­лось им с удивительной непосредственностью в его жизни. Его жизнь действительно чрезвычайно своеобразна, — его зовут иногда русским Сократом, желая этим подчеркнуть его сходство с гречес­ким мудрецом.

  — В. В. Зеньковский, 1948
 

Влияние платонизма на Сковороду было решающим для его собственных построений….

Но Сковорода идёт дальше: при помощи платоновского понимания идеи как причины и цели вещи он строит концепцию символического познания божественных идей. Существенность символического языка, по мнению В.Ф. Эрн, является причиной его уникальности: только на таком, платоновском по своей сути, диалогическом, языке можно выразить то, что хочет сказать Сковорода. А вот то, что хочет сказать Сковорода, уже идёт гораздо дальше не только платонизма, но и неоплатонизма и даже христианского платонизма средневековья. Сковорода строит христианскую антропологию, которая шире платонизма…

  — Е. И. Мирошниченко, 2013

Григорий Сковорода. Полное собрание сочинений (1973)

Ещё по теме:

Расскажите своим друзьям: