Фредерик Шопен — Цитаты

Фредерик Франсуа Шопен (на французском: Frédéric François Chopin; Фридерик Францишек Шопен польск. Fryderyk Franciszek Szopen; 1810—1849) — польский композитор и пианист.

Время есть лучший цензор, и терпение верховный учитель.
Музыка не имеет отечества, отечество её вся Вселенная.
Мы используем звуки для создания музыки, как мы используем слова, чтобы создать язык.
Не существует ничего более отвратительного, чем музыка без скрытого смысла.
Обычно чем больше здоровья, тем меньше терпения в страданиях физических.
Простота является высшей целью, достижимой, когда вы преодолели все трудности.
Слово происходит от звука, звук в слове.
Счастливый, кто может быть композитором и исполнителем.
Каждая трудность, произнесённая нечленораздельно, будет признаком, чтобы нарушить ваш отдых позже.

Цитаты о Шопене

 

Вкусы кружка тяготели к Глинке, Шуману и последним квартетам Бетховена. <…> Шопен приравнивался Балакиревым к нервной светской даме. Начало его похоронного марша (b-moll) приводило в восхищение, но продолжение считалось никуда не годным. Некоторые мазурки его нравились, но большинство сочинений его считалось какими-то красивыми кружевами и только.

  — Николай Римский-Корсаков, «Летопись моей музыкальной жизни»
 

Иногда Шопен вводит в танец хватающий за душу элемент скорби, прежде неслыханный. Иногда трагическое чувство становится величественным. (Полонез-фантазия, оп. 61). До такой степени величественным, что в нём обнаружили целую эпопею. Искренность переживаний – скорби или героизма – предохраняет от напыщенности.:213

  — Морис Равель, из статьи «Полонезы, ноктюрны, экспромты, баркарола»
 

Часто повторяемый упрёк. В творчестве Шопена нет эволюции. Пусть так. Зато пышный расцвет. Полонез-фантазия, Посмертный прелюд (оп.46), Баркарола (оп.60).:213

  — Морис Равель, из статьи «Полонезы, ноктюрны, экспромты, баркарола»
 

Шопен колоссально музыкален. Он несравненно музыкальнее всех современников, и с его данными можно было бы стать величайшим композитором мира, но, к сожалению, музыкальность эта не находилась в соответствии с широтой его умственного кругозора. История музыки знает такие случаи, когда эти две стороны не находились в соответствии. <…> Поразительно в Шопене то, что он, как композитор, почти не эволюционировал. Чуть не с первого орus’а это был уже законченный композитор, с ярко определённой индивидуальностью. Это была гордая, высоконравственная натура, которая целиком отразилась в его творчестве. Можно, не читая биографии Шопена, рассказать её, изучив его сочинения, — настолько ярко это отражение.

  — Александр Скрябин, «О Шопене»

Шопен в поэзии

 

В душе что-то бурной волною росло,
Глаза застилались слезами.

И было и стыдно, и чудно светло,

И плакал Шопен вместе с нами.

  — Зинаида Гиппиус, «Осенняя ночь и свежа, и светла…», 1888
 

Удар, другой, пассаж, ― и сразу

В шаров молочный ореол

Шопена траурная фраза

Вплывает, как больной орёл.

Под ним ― угар араукарий,

Но глух, как будто что обрёл,

Обрывы донизу обшаря,

Недвижный Днепр, ночной Подол.

  — Борис Пастернак, Баллада, 1930
 

Опять Шопен не ищет выгод,
Но, окрыляясь на лету,
Один прокладывает выход
Из вероятья в правоту. <…>

Гремит Шопен, из окон грянув,

А снизу, под его эффект

Прямя подсвечники каштанов,

На звёзды смотрит прошлый век.

  — Борис Пастернак, «Опять Шопен не ищет выгод…», 1931
 

Так ночью при свечах, взамен

Былой наивности нехитрой,

Свой сон записывал Шопен

На чёрной выпилке пюпитра.

  — Борис Пастернак, «Музыка», 1956
  1. 1,01,1 Составители М.Жерар и Р.Шалю Равель в зеркале своих писем. — Л.: Музыка, 1988. — 248 с.
  2. Гиппиус З.Н. Стихотворения. Новая библиотека поэта. — СПб.: Академический проект, 2006 г.
  3. 3,03,13,2 Б. Пастернак, Стихотворения и поэмы в двух томах. Библиотека поэта. Большая серия. — Ленинград: Советский писатель, 1990 г.
  4. В. Нарбут. Стихотворения. М.: Современник, 1990 г.
  5. Чиннов И.В. Собрание сочинений в двух томах. — Москва, «Согласие», 2002 г.

Расскажите своим друзьям: