Феофан Затворник — Цитаты

Феофан Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров; 10 (или 8) января 1815 — 6 января 1894) — епископ Православной Российской Церкви; богослов, публицист-проповедник. Прославлен в лике святителей.

Вера старше общества и семьи, а следовательно, и самого воспитания (Искушения со стороны неверов)
Кто не имеет веры, тот отступает от сей нормы и есть нравственный урод (Искушения со стороны неверов)
Душа не мертвое влагалище, а живой приемник (Начертание христианского нравоучения)
Благовоспитанный духом и без крепкого тела спасется (Начертание христианского нравоучения)
Чуждаться церковности очень худо (Начертание христианского нравоучения)
Люби свое сословие (Начертание христианского нравоучения)
Вера в сердце, а не в голове (Начертание христианского нравоучения)
Не все то законно, что ныне вводится (Начертание христианского нравоучения)
Имей жену подругою (Начертание христианского нравоучения)
Счастье не стоит, но непрестанно то повышается, то понижается (Начертание христианского нравоучения)
Пожри Богу ум (Начертание христианского нравоучения)
Пожри Богу свое сердце, чтобы облаженствоваться (Начертание христианского нравоучения)
Любовь страстная есть болезнь души (Начертание христианского нравоучения)
Должно человеку внести регулярность во всю свою жизнь, в свои занятия и отношения (Начертание христианского нравоучения)
Перестаньте жить по-французски и по-инославному (Сборник проповедей «Небесный Покров над нами»)
Без помощи свыше ни в чем не успеешь (Толкование на 118 псалом)
Благодать все может (Толкование на 118 псалом)
В храм Божий зовут, а не гонят из него (Толкование на 118 псалом)
Ухищряются размножать утехи, но этим только успевают заглушить, заморить на время духовный инстинкт (Толкование на 118 псалом)
Молитвою начни, в молитвенном настроении продолжи и молитвою кончи (Толкование на 118 псалом)
Терпеть и молиться (Толкование на 118 псалом)
Трудничество, или подъепитимийное состояние (Толкование на 118 псалом)
Что от Бога, то всегда готово (Толкование на 118 псалом)
Кто вращается в небесных вещах, тот странник на земле (Толкование на 118 псалом)
Замени ненужные развлечения домоседством (Толкование на 118 псалом)
Есть и целительные грязи (Толкование на 118 псалом)
Цель бытия нашего на земле — нравственное совершенство, для должного приготовления себя к вечности (Толкование на 118 псалом)
Закон есть выражение воли Божией (Толкование на 118 псалом)
Вера есть дар благодати (Толкование на 118 псалом)
Пожалеете себя — сгубите себя. (Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться, гл. 51)
Докучайте Господу (Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться. Гл.33)
В городах, а паче в столицах, нет истины. Тут все комедии играют (Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться. Гл.80)
Как у драчуна руки чешутся, а у говоруна язык, так у немца чешется мозг и не дает ему покоя (Созерцание и Размышление)
На безрыбье и рак — рыба, как говаривал батюшка отец Парфений (Созерцание и Размышление)
В наибольшей части бесноватых бесы смирно живут (Созерцание и Размышление)
Благовествование и проповедь не есть не только первый, но и хоть бы какой-нибудь долг всякого верующего. Первый долг верующего — очистить себя от страстей.
Избави нас Господи от восторженных молитв. Восторги, сильные движения с волнениями суть просто кровяные душевные движения от распаленного воображения. Для них Игнатий Лойола много написал руководств. Доходят до сих восторгов и думают, что дошли до больших степеней, а между тем все это мыльные пузыри. Настоящая молитва тиха, мирна; и такова она на всех степенях. У Исаака Сирианина указаны высшие степени молитвы, но не помечены восторги.
Мера наша вот какая: когда чувствуем, что кругом нечисты и что спасение нам только от великой милости Божией, то и хорошо. Как скоро начнем присвоять себе хоть малую частичку праведности, это худо. Тут скорее надобно поднимать сварливую брань на себя.
Поста не чуждайтесь. Он — вещь прелюбезная. Только помалу… Обычно так, чтоб после еды все в душе оставалось по-прежнему, то есть и та же теплота сердца, и та же светлость мысли. Это мерка.
Себя пожаление идет заодно с самоугодием и вообще с самолюбием и есть корень всех послаблений, опущений, равнодушия и беспечности. Слыхали вы фразу: живущий в нас грех? — Вот он-то и есть саможаление, со свитою его. Если будете поблажать ему хоть иногда, то это всегда будет как параличом разбивать всякое предшествовавшими трудами стяжанное добро.
И молитве надо учиться, надо приобресть навык к молитвенным оборотам мыслей и движениям чувств, по чужим молитвам, как учатся иностранным языкам по печатным разговорам.
Преутруждать себя надо, а не льготы придумывать. Это широкий путь… недобрый…
Старец или брат, который говорил вам: утренних и вечерних молитв довольно. Разумеется это для келейного правила, с быванием на всех службах. — Конечно довольно. Только надобно, чтоб и церковные и домашние молитвы совершаемы были со вниманием и от сердца. Промежутки же все наполнять надо памятью о Боге — со страхом и сокрушением сердца.
Молитва из сердца всякая должна исходить, — и другая какая молитва — не молитва.
Нас увлекает просвещенная Европа… Да, там впервые восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческия; оттуда уже перешли оне и переходят и к нам. Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня. Но припомним «двенадцатый год»: за чем это приходили к нам французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, начал забываться тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто весть: может быть опять пошлет на нас Господь таких же «учителей» наших, чтобы привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему.

 

Мысленно исповедать Господу грехи свои на всякий день надо… и всякую молитву вообще делать покаянною.

  — «Руководство к духовной жизни»