Звук его рога — Цитаты

 

Кошмарные картины будущего по замыслу таких авторов, как Фредерик Пол или Рэй Брэдбери часто блестяще подробны и образны, но, как уже отмечалось, всегда урбанистические, мегаполисные, технологические, потребительские, управленческие. Сельский ад Сарбана так же превосходно визуализирован и представляет критику огромного племени авторов, которые видят будущие системы угнетения только в плане промывания мозгов и переизбытка телевидения. Сарбан своевременно напоминает, что неурбанистический ад не только мыслим, но и возможен. Можно добавить, что отрадно встретить повесть по этой магистральной теме — отвратительной Утопии, — где не приняты заезженные научно-фантастические решения, показывающие банду угнетённых, убивающую местного сюзерена и освобождающую его узников, прежде чем пафосно уйти на закат, чтобы завоевать мир для демократии.

в значительной части романа Куердилион рассказывает об охоте на него, и я не могу найти никаких признаков того, что он или Сарбан не испытывает от этого какого-то тайного трепета. Можно провести параллель с Брэмом Стокером, который, возможно, выказывал собственную одержимость вампиризмом в «Дракуле», но это подозрение не заставляет нас почувствовать, что ужас и террор, которому подверглись оппоненты Дракулы, как-то неважен, или нарочит, или нереален, равно как и книга в целом .

Менее очевидна, и, пожалуй, менее близка, параллель с некоторыми ранними стихотворениями Китса, которые могут быть прочитаны как аутоэротические фантазии. В «Кануне Святой Агнессы» мы находим настолько же хорошие, насколько и незамысловатые сексуальные элементы, характерную одержимость изысканными едой и напитками, богатой мебелью и одеждой, благородством и этикетом, прошлым, физической опасностью, которые со сверхъестественной точностью повторяются в «Звуке его рога». В его архаических ассоциациях, воплощённой пышности, напоминании о беззаботном удовольствии охотника, совмещённым с ужасом объекта охоты, резюмируется всё содержание и атмосфера этого романа, это странное сочетание мечты и кошмара. Настолько убедительно, что я всякий раз буду чувствовать лёгкую боль, вспоминая невинную английскую охотничью песню, из которой взято заглавие романа.

 

The nightmare futures envisioned by writers like Frederik Pohl or Ray Bradbury are often brilliantly detailed and imaginative, but as noted they are always urban, metropolitan, technological, consumptional, managerial. Sarban’s rural hell is just as clearly visualized, furnishing a critique of that huge tribe of authors who can only see future systems of oppression in terms of brainwashing and too much television, and acting as a timely reminder that a nonurban hell is not only imaginable, but possible. One could add that it is a relief to meet a story of this general kind—the nasty Utopia—that doesn’t adopt the hackneyed science-fiction solution of showing a band of the oppressed killing the local overlord and freeing his prisoners before marching off into the sunset to reconquer the world for democracy.

much of the novel is taken up with Querdilion himself being hunted, and I can find no indication that he or Sarban are secretly getting some discreditable thrill out of that. To quote a parallel case, Bram Stoker may have had a private obsession which he expressed as vampirism in Dracula, but this suspicion doesn’t make us feel that the terror experienced by Dracula’s opponents, is somehow not important, or forced, or unreal, nor is the book as a whole .

A less obvious, and perhaps less close, parallel is provided by some of the earlier poems of Keats, which can be read as autoerotic fantasies. In The Eve of St. Agnes we find, as well as straightforward sexual elements, a characteristic obsession with elaborate foods and drinks, with rich furnishings and apparel, with nobility and protocol, with the past, with physical danger, all of which reappears to an uncanny degree of exactitude in The Sound of His Horn. In its archaic associations, its evocation of pageantry, its reminder of the hunter’s carefree gusto together with the terror of the hunted, it sums up the whole content and atmosphere of this novel, this strange combination of daydream and nightmare. So compelling is it that I shall always feel a slight twinge whenever I am reminded of the innocent English hunting song from which the title is taken.

Расскажите своим друзьям: