Завоевание Мекки — Цитаты

Поразмышляйте над историей Хатиба — сколько важных и полезных моментов в ней! Этот человек переселился к Аллаху и Его Посланнику и сражался на Его пути. Однако вместе с тем однажды он послал курайшитам письмо, в котором раскрывал мекканским язычникам важный секрет Посланника Аллаха ﷺ. Он сообщил им, что Посланник Аллаха ﷺ готовится к походу на Мекку. Тем самым при поддержке курайшитов он хотел защитить свою семью и своё имущество в Мекке. Однако Посланник Аллаха ﷺ узнал об этом поступке Хатиба из Откровения. Хатиб отдал письмо женщине, которая спрятала его в волосах. Она должна была поехать в паланкине в Мекку и вручить послание курайшитам. Посланник Аллаха ﷺ отправил Али и аз-Зубайра, чтобы перехватить письмо, сообщив им, что они найдут женщину в Раудат Хах. Они действительно нашли её и пригрозили ей, после чего она вытащила письмо из своих кос. Они принесли письмо Посланнику Аллаха ﷺ.

Он позвал Хатиба и спросил: «Что же это?» Хатиб ответил: «Я не становился неверующим после того как уверовал и сделал это не потому, что хотел отречься от ислама. Я лишь хотел обезопасить свою семью и имущество таким образом». Выслушав его, Пророк ﷺ сказал: «Он сказал вам правду. Отпустите же его!» Что же касается Умара, то он воскликнул: «О, Посланник Аллаха! Позволь мне отрубить голову этому лицемеру!» На что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, он участвовал в битве при Бадре, а откуда тебе знать, может быть, Всевышний Аллах посмотрел на участников этого сражения и сказал: «Делайте, что хотите, Я уже простил вам!?» После этого Всевышний Аллах ниспослал:
«О те, которые уверовали! Не превращайте врага Моего и врага вашего в своих ближайших друзей» (Сура 60 «Испытуемая», аят 1).

Бывает, что человек проявляет любовь к неверующим по причине родственных связей или ради какой-то потребности и совершает грех, который делает его веру неполноценной, но не делает его неверующим. Именно это произошло с Хатибом ибн Абу Бальтаа, который написал язычникам письмо, в котором извещал их о планах Посланника Аллаха ﷺ, собравшегося идти на Мекку и державшего свои планы в тайне. Всевышний Аллах ниспослал о нём следующий аят:
«О те, которые уверовали! Не превращайте врага Моего и врага вашего в своих ближайших друзей»(Сура 60 «испытуемая», аят 1).

Таким образом, исходя из данного аята, содержащего обращение, Хатиб входил в число тех, кто уверовал. Хотя предписание, заключающееся в этом аяте, адресовано всем верующим, причиной его ниспослания стал Хатиб. Из аята можно понять, что Хатиб проявил лояльность по отношению к неверующим и продемонстрировал своим поступком симпатию к ним, и что поступающий так отклонился от истинного пути. Однако Посланник Аллаха ﷺ сказал о Хатибе: «Он сказал вам правду. Отпустите его!». Из его слов ясно, что Хатиб не стал неверующим из-за своего поступка. Он верил в Аллаха и Его Посланника и не испытывал сомнений. Он сделал то, что сделал, из-за мирской, корыстной цели. Если бы в результате своего поступка Хатиб стал вероотступником, Посланник Аллаха ﷺ не стал бы говорить: «Отпустите его!».

И нельзя утверждать, что Посланник Аллаха ﷺ не назвал его неверующим только потому, что, как сказал Посланник Аллаха ﷺ: «Поистине, он участвовал в битве при Бадре, а откуда тебе знать, может быть, Всевышний Аллах посмотрел на участников этого сражения и сказал: «Делайте, что хотите, Я уже простил вам!?» Потому что если бы в результате своего поступка Хатиб стал неверующим, у него не осталось бы благих дел, поскольку большое неверие делает и веру, и благие деяния тщетными, и это относится ко всем благим делам, в том числе и к участию в битве при Бадре. Какие бы благие дела ни совершал человек, это не мешает считать его неверующим, если у нас имеются все основания считать его таковым, поскольку неверие стирает собой все благие дела, совершённые человеком ранее. Всевышний Аллах сказал:
«Тщетны деяния того, кто отрекся от веры, а в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» (Сура 5 «Трапеза», аят 5)..

Всевышний также сказал:
«Но если бы они приобщили сотоварищей, то стало бы тщетным все, что они совершали» (Сура 6 «Скот», аят 88).

Учёные единодушны (иджма) в том, что большое неверие делает тщетными деяния человека и его веру.

Мы также знаем, что Всевышний Аллах сказал:
«Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником…» (Сура 58 «Препирающаяся», аят 22).

Всевышний также сказал:
«О те, которые уверовали! Не считайте тех, которым Писание было даровано до вас и которые глумятся над вашей религией и считают её развлечением, и неверующих своими ближайшими друзьями. Бойтесь Аллаха, если вы являетесь верующими» (Сура 5 «Трапеза», аят 57).

Толкование к этим словам есть в Сунне, которая конкретизировала и ограничила их в виде полной и всеохватывающей лояльности. «Основой лояльности является любовь, помощь и дружба. А уже на другом уровне, находящемся ниже этой основы, существуют многочисленные ступени лояльности, предполагающие различные степени тяжести греха, а также различные виды порицания и угрозы (Аллаха) — из книги «Ад-дурар ас-сунния филь-аджиба ан-надждия» (1/472-474)

Расскажите своим друзьям: