Постмодернизм — Цитаты
Постмодернизм (postmodernisme — после модернизма) — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве.
В политической культуре постмодернизм означает развитие различных форм постутопической политической мысли. В философии — торжество постметафизики, пострационализма, постэмпиризма. В этике — постгуманизм постпуританского мира, нравственная амбивалентность личности. Представители точных наук трактуют постмодернизм как стиль постнеклассического научного мышления.
«Западное общество задыхается от собственных загрязнений». (Дениэл Адамcкто это? (Daniel J. Adams), Towards a Theological Understanding of Postmodernism)«„Постмодернизм“ — это общий и широкий термин, применяемый к литературе, искусству, философии и др. Постмодернизм является реакцией на исключительную претензию научных, объективных попыток объяснить реальность». (Роберт Расселкто это? (Robert Russel), Postmodernism)
«Постмодернизм» имеет дату смерти — 11 сентября 2001 года. |
|
— Михаил Эпштейн, «Речи на поминках постмодерна», 2006 |
— Что это такое — постмодернизм? — подозрительно спросил Стёпа. — Это когда ты делаешь куклу куклы. И сам при этом кукла. — Да? А что актуально? — Актуально, когда кукла делает деньги. |
|
— Виктор Пелевин, «Числа», 2003 |
К сожалению, «постмодернизм» — термин годный а tout faire. У меня такое чувство, что в наше время все употребляющие его прибегают к нему всякий раз, когда хотят что-то похвалить. К тому же его настойчиво продвигают в глубь веков. Сперва он применялся только к писателям и художникам последнего двадцатилетия; потом мало-помалу распространился и на начало века; затем ещё дальше; остановок не предвидится, и скоро категория постмодернизма захватит Гомера. Должен сказать, что я сам убежден, что постмодернизм — не фиксированное хронологически явление, а некое духовное состояние, если угодно, Kunstwollen — подход к работе. В этом смысле правомерна фраза, что у любой эпохи есть собственный постмодернизм, так же как у любой эпохи есть собственный маньеризм (хоть я и не решил ещё — не является ли постмодернизм всего лишь переименованием маньеризма как метаисторической категории). |
|
Malauguratamente “post-moderno” è un termine buono à tout faire. Ho l’impressione che oggi lo si applichi a tutto ciò che piace a chi lo usa. D’altra parte sembra ci sia un tentativo di farlo slittare all’indietro: prima sembrava adattarsi ad alcuni scrittori o artisti operanti negli ultimi vent’anni, poi via via è arrivato sino a inizio secolo, poi più indietro, e la marcia continua, tra poco la categoria del post-moderno arriverà a Omero. Credo tuttavia che il post-moderno non sia una tendenza circoscrivibile cronologicamente, ma una categoria spirituale, o meglio un Kunstwollen, un modo di operare. Potremmo dire che ogni epoca ha il proprio post-moderno, così come ogni epoca avrebbe il proprio manierismo (tanto che mi chiedo se post-moderno non sia il nome moderno del Manierismo come categoria metastorica). |
|
— Умберто Эко, «Заметки на полях Имени розы», 1984 |
Наступает предел, когда авангарду (модернизму) дальше идти некуда, поскольку он пришёл к созданию метаязыка, описывающего невозможные тексты (что есть концептуальное искусство). Постмодернизм — это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведёт к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности. |
|
Arriva il momento che l’avanguardia (il moderno) non può più andare oltre, perché ha ormai prodotto un metalinguaggio che parla dei suoi impossibili testi (l’arte concettuale). La risposta post-moderna al moderno consiste nel riconoscere che il passato, visto che non può essere distrutto, perché la sua distruzione porta al silenzio, deve essere rivisitato: con ironia, in modo non innocente. |
|
— Умберто Эко, «Заметки на полях Имени розы», 1984 |
- Маньковская Н. Б. Постмодернизм. — Культурология. XX век. Словарь. Университетская книга, 1997, с. 349
- Эпштейн М. Речи на поминках постмодерна // «Петербург на Невском». — СПб., 2006. — № 9. — С. 20.
- фр. а tout faire — на любой случай.
- нем. Kunstwollen — воля искусства.