Персоны

Поль Сезанн — Цитаты

Поль Сезанн (на французском: Paul Cezanne, 1839—1906) — французский художник, представитель постимпрессионизма.

Верно, чувствовать и полностью реализовать это чувство, вот что создаёт стиль.
Взгляните, как свет нежно любит абрикосы, он охватывает их целиком, проникает в мякоть, освещает со всех сторон, но этот же свет скуп, когда дело касается персиков, их он освещает лишь частично, только одну половину.
Возвышенность замысла показывает нам душу художника.
Всё в природе лепится в форме шара, конуса, цилиндра, надо учиться писать на этих простых фигурах, и, если вы научитесь владеть этими формами, вы сделаете всё, что захотите.
Всё, что мы видим, распадается, проходит, природа всегда та же, но ничего из того, что мы видим, не остаётся неизменным.
Душу не пишут, пишут тело, и когда тело написано хорошо, чёрт подери, то душа, если она есть, будет светиться и проявляться во всём.
Живопись здесь, внутри.
Искусство, в котором нет эмоций, в основе своей не искусство.
Когда я принимаю у самого себя картину, то это посерьёзнее, чем если бы её судили все жюри на свете!
Метод выявляется соприкосновением с природой и развивается обстоятельствами, он приводит к умению выражать свои чувства и организовывать свои ощущения согласно своему пониманию искусства.
Моделировать, нет, надо модулировать!
Мой холст установлен твёрдо, он взят не ниже и не выше, чем нужно, он правдив, он напряжён, он полон.
Но надо до какой-то степени властвовать над своей моделью, а главное, владеть своими средствами выражения, проникнуться тем, что у тебя перед глазами, и упорно стараться изъясняться как можно логичнее.
Нужно вернуться к классике через природу, иначе говоря, через ощущения, всё сводится к умению ощущать и вчитываться в природу.
Нужно размышлять, глаза недостаточно, нужно размышлять.
О высоте ума можно судить по тому, насколько своеобразны его замыслы.
Обострённая восприимчивость наилучшая предпосылка для прекрасного замысла.
Пейзаж отражается во мне, становится человечным, мыслится мною, я его реализую, переношу на холст, запечатлеваю его на холсте.
Писать не значит рабски копировать действительность, это значит уловить гармонию разнообразных отношений и переложить их на свой лад, раскрыть их согласно новой и оригинальной логике.
По тому, как художник выразил свою концепцию искусства, можно судить о возвышенности его ума и духа.
Разве пучок моркови, да, один-единственный пучок моркови, тщательно изученный, бесхитростно переданный во всей его самобытности, как видится, не стоит извечной академической мазни, той позорной живописи, что исполняется бурдой и стряпается по готовым рецептам?
Работа, благодаря которой делаешь успехи в своём ремесле, достаточное вознаграждение за то, что ты не понят глупцами.
Стиль не создаётся рабской имитацией мастеров, чувства художника и его способ выражения создают его стиль.
Художник только воспринимает, его ум это регистрирующий аппарат, прекрасный, хрупкий, сложный аппарат, особенно по сравнению с другими, но если художник начинает вмешиваться, если он, такой ничтожный, осмеливается сознательно переделывать то, что он должен передать, он вносит в это свою незначительность, и снижает свою работу.
Цвет лепит предметы.
Чистый рисунок это абстракция, рисунок и цвет неразделимы, в природе всё окрашено.
Что за ней кроется, может быть, ничего, может быть, всё, всё, понимаете?
Это так прекрасно и вместе с тем ужасно, стоять у чистого холста.
Я веха, придут другие.
Я неустанно ищу логического развития в том, что мы видим и чувствуем в изучении природы.
Я работаю очень медленно, природа представляется мне очень сложной, и нужно непрерывно совершенствоваться, надо уметь видеть натуру и верно чувствовать, и ещё надо изъясняться с благородством и силой.
Я хочу поразить Париж с помощью яблока!
«Художники должны полностью посвящать себя изучению природы и пытаться создавать картины, которые бы являлись наставлением. Разговоры об искусстве почти бесполезны. Работа, которая помогает человеку достичь успеха в своём деле, является достаточной компенсацией за непонимание, проявляемое глупцами. Литератор выражает себя абстракциями, тогда как художник конкретизирует свои ощущения и восприятия посредством рисунка и цвета. Художник не должен быть чересчур скрупулезным, или чересчур искренним, или чересчур зависимым от натуры; художник является в большей или меньшей степени хозяином своей модели, а главным образом — своих средств выражения».
«Мой возраст и моё здоровье не дадут мне осуществить мечту, к которой я стремился всю мою жизнь. Но я всегда буду благодарен тем умным любителям искусства, которые, невзирая на мои колебания, поняли, чего я пытался добиться, дабы обновить моё искусство. Я считаю, что не заменяешь своим искусством прошлое, а только прибавляешь к нему новое звено».
«Нужно идти в направлении классики, но через натуру, то есть через ощущение».
«Мой метод — это ненависть к фантастическому образу. Я пишу только правду».
«Цвет — это та точка, где наш мозг соприкасается со вселенной».
«Я хочу поразить Париж с помощью моркови и яблока».
«Работать, ни на кого не оглядываясь, и набирать силу — вот в чём цель художника. А на все прочее — наплевать!».
«Когда ты в своей работе хоть немного продвигаешься вперед, это достаточное вознаграждение за то, что ты не понят глупцами».
Вариант перевода: «Работа, благодаря которой делаешь успехи в своем ремесле, достаточное вознаграждение за то, что тебя не понимают глупцы».
Другой вариант перевода: «Труд художника, которым он достигает совершенства в своем деле, есть достаточное вознаграждение за то, что дураки его не понимают»
«Одобрение других — это возбуждающее средство, иногда его следует остерегаться. Сознание своей силы делает скромным».
«Я достиг некоторых успехов. Почему так поздно и почему с таким трудом? Неужели искусство и вправду жречество, требующее чистых душ, отдавшихся ему целиком?»
«Мне нечего скрывать в искусстве. Только изначальная сила, то есть темперамент, может привести человека к цели, которую он должен достичь».
«Мне кажется, с каждым днем я продвигаюсь вперед, хотя и очень медленно».
«Даже с маленьким темпераментом можно быть настоящим живописцем, и можно писать хорошо, не будучи специально колористом и не очень тонко понимая гармонию. Достаточно иметь художественное чувство, и вот это-то чувство является пугалом для всех буржуа. Институты, Стипендии, отличия, придуманы только для глупцов, шутов и пройдох. Бросьте критику, занимайтесь живописью. Спасение — в ней».
Не существуют ни линии, ни формы, есть только контрасты. Эти контрасты порождаются не чёрным и белым, а цветовым ощущением. Форма создается точным соотношением тонов. Когда тона сопоставлены гармонически и без упущений, картина создается сама собой.
Колористический эффект — главное в картине, он делает картину единым целым, организует её; этот эффект должен опираться на одно доминирующее цветовое пятно.
Рисунок и цвет неразделимы; по мере того как пишешь — рисуешь, и чем гармоничнее делается цвет, тем точнее становится рисунок. Когда цвет достигает наибольшего богатства, форма обретает полноту. Контрасты и соотношения тонов — вот весь секрет рисунка и моделировки.
«Живопись здесь, внутри» — сказал он, ударяя себя по лбу.


Статья была изменена: 6 февраля, 2024