Ляпис-лазурь — Цитаты
(Бадахшан, Афганистан)
Ляпис-лазурь (также лазурит или лазурик) — полудрагоценный непрозрачный камень от сине-фиолетового до голубовато-серого цвета. Название «ляпис-лазурь» появилось в раннем Средневековье, в прямом переводе: «лазурный камень». Более распространённое современное название «лазурит» появилось позднее, в XVIII веке. С тех пор «ляпис-лазурью» стали называть наилучшего качества тёмно-синие разновидности лазурита.
в минералогии
Изо всех синих камней, известных в древние времена, красивый камень, называемый ныне «ляпис-лазурь», относился к наиболее высоко ценимым и использовался для изготовления амулетов, ваз, шкатулок и т.п., а также как материал для мозаик и инкрустаций. Современное название появилось только в Средневековье; во времена Плиния этот камень назывался сапфиром. Плиний приводит такое его описание: «Ибо сапфир тоже сверкает пятнышками, подобными золоту. Он также лазурного цвета, хотя иногда, но редко, бывает пурпурным». В этих нескольких словах он точно характеризовал ляпис-лазурь, имеющую синий цвет, изменяющийся иногда до пурпурного, и содержащую рассеянные вкрапления пирита, который по цвету неотличим от золота.:451 |
|
— Герберт Смит, «Драгоценные камни» |
Лазуревый камень. Ляпис-лазурь или лазурик, также армянский или бухарский камень. <…> Встарину находил употребление в медицине и технике. В старинных фармакологиях находим, что из него приготовляли так называемые «Confectio Alkermes», которые, будучи приняты внутрь, в количестве 20 или 25 гран, производили рвоту. В позднейшее время из лазуревого камня приготовляли краску ультрамарин.:312 |
|
— Михаил Пыляев, «Драгоценные камни…» |
Граф Разумовский говорит, что в царствование императрицы Екатерины II было сделано первое открытие лазурика в окрестностях Байкала иркутским цеховым мастером Н.Лапшиным, который, занимаясь звериным промыслом, случайно нашёл лазурик в песке на берегу речки Слюдянки (в простонародии называемой Каргою) и довёл о своём открытии до сведения академика Лаксмана, жившего тогда в Иркутске. Однакоже, Лапшин, в то время, не мог сообщить точных сведений о месте своей находки.:313 |
|
— Михаил Пыляев, «Драгоценные камни…» |
Но способен ли байкальский лазуревый камень <…> заменить собою бухарскую ляпис-лазурь – это ещё вопрос, который в Петербурге покуда не решён и, вероятно, долго останется нерешённым. Причина этого, как я полагаю, не находится в связи с достоинством камня, но единственно зависит от коммерческих рахсчётов поставщиков. Найденные г. Пермикиным экземпляры лазуреваго камня превосходят все лучшие образцы, попадавшиеся до сего времени. Особенно замечателен лиловый и светло-фиолетовый лазурик, а также и розовый, нигде до сих пор не встречавшийся.:315 |
|
— Михаил Пыляев, «Драгоценные камни…» |
Я видел также очень хорошие экземпляры лазурика, которые были добыты в Иркутской губернии, в Тункинских горах, на реке Снежной (близ Ниловой пустыни).:315 |
|
— Михаил Пыляев, «Драгоценные камни…» |
В 1873 году, во время пребывания германского императора Вильгельма I в С-Петербурге, государь император приятно изумил своего августейшего гостя многими великолепными подарками, в числе которых было несколько ваз и других украшений для письменного стола, сделанных из лазуреваго камня. Между этими подарками отличалась чрезвычайно тонкою работою миниатюрная модель памятника Петру I, в которой скала была сделана из превосходного лазурика, а статуя из матового серебра.:316 |
|
— Михаил Пыляев, «Драгоценные камни…» |
В запонках, серьгах, перстнях и других мелких вещах, лазуревый камень много теряет, особенно вечером; но, впрочем, иногда попадаются и такия вставки, которыя не теряют своего вида при искусственном освещении, но оне ценятся весьма дорого.:316 |
|
— Михаил Пыляев, «Драгоценные камни…» |
Богачи и князьки живут окруженные многочисленною челядью, накопляя в сундуках дорогие уборы и безделушки из сердолика, ляпис-лазури, нефрита и других ценимых ими камней и проводя время в безделье, доходящем у некоторых до того, что слуги кладут им пищу в рот. |
|
— Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: «Сойоты» |
Через всю длинную историю культуры проходил один камень ― яркий синий лазурит Афганской земли, и сложными путями караванов попадал он в далекий Египет, Китай, в Рим и Византию. Через афганских и бухарских купцов скупались отдельные куски афганского камня, и шел он как особая ценность для украшений дворцов растущего Петербурга, и не мог с ним состязаться светлый пятнистый лазурит берегов Байкала. «А все-таки афганский лазурит ярче вашего сибирского», ― сказала Екатерина II, когда караванами из далекой Сибири пришли первые возы с лазуритом Байкала. Екатерина правильно оценила свойство камней этих двух месторождений, и до самых последних дней афганский камень оставался непревзойденным синим камнем. Между тем уже давно ходили в Средней Азии легенды, что где-то в высотах Памира имеется камень лазуард, как его называли персы, что где-то там между синеющими снегами ледников и темно-синим небом Памира встречается на недоступных вершинах «Крыши мира» этот яркий синий самоцвет. Об этом писали даже английские путешественники начала XVIII века, посещавшие с опасностью для жизни запретные месторождения Афганской земли, об этом говорили под секретом и старые таджики, заходившие во время охоты за архарами на труднодоступные вершины гор, это подтверждала и общая геологическая обстановка, так как отроги хребта Гиндукуша, в котором расположены лазоревые копи на Афганской земле, простираются и на территорию Советского Союза. |
|
— Александр Ферсман, «Воспоминания о камне», 1940 |
Великолепные царские двери отлиты из бронзы; подле них справа и слева стоят 2 драгоценные колонны из ляпис-лазури. |
|
— Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: «Исаакиевский собор» |
пигмент, приготовленный из ляпис-лазури
Этот очерк я посвящаю тому синему камню, который хотя не имеет прозрачности сапфира, блеска и чистоты эвклаза, всё же прекрасен. <…> Лазурит, или, как его ещё называют, ляпис-лазурь, лазоревый камень – алюмосиликат сложного состава с содержанием серы, отвечающий по своему химическому составу искусственному ультрамарину. Наиболее известен лазурит Бадахшана (Афганистан) в трёх своих разновидностях: густо-синей, цвета индиго, небесно-синей и зеленовато-синей. :100 |
|
— акад. А.Е. Ферсман, «Рассказы о самоцветах» |
Ещё Теофраст и Плиний писали о хороших лазуритах Скифии, через которую шли первые камни Бадахшана в греческие колонии и далее на запад. Часть же этого камня шла через горную Армению, и армянские купцы торговали ляпис-лазурью, доставляя камни из отдалённых стран Азии в Европу. Вероятно, поэтому лазурит нередко назывался, наравне с синими соединениями меди, ― «армянским камнем». :101 |
|
— акад. А.Е. Ферсман, «Рассказы о самоцветах» |
Добыча лазурита ведётся афганцами самым первобытным способом. У намеченного к выломке «гнезда» лазурита разжигают костёр. Камень накаливают, а затем быстро обливают холодной водой. Резкая перемена температуры вызывает растрескивание камня, который затем раскалывают на куски и вытаскивают наружу.:104 |
|
— акад. А.Е. Ферсман, «Рассказы о самоцветах» |
Грандиозные колонны внутри Исаакиевского собора-музея, около пяти метров высотой, из тёмного бадахшанского камня; колоссальные вазы Эрмитажа до двух метров вышины (работы 1840-1852 гг.); огромные столешницы сплошного синего тона ― таких изделий не видел мир, и перед ними бледнеют создания эпохи Возрождения.:106 |
|
— акад. А.Е. Ферсман, «Рассказы о самоцветах» |
Название камня «ляпис-лазурь» является средневековой латинской формой, означающей «лазурный камень». Лазурь (lazward) – арабское слово, применяемое для названия неба, а чаще для обозначения чего-то синего. Другие, более поздние латинские формы – лазулит и лазурит.:451 |
|
— Герберт Смит, «Драгоценные камни» |
Ляпис-лазурь не следует путать с лазулитом, который представляет собой совершенно иной минерал, <…> обладающий совсем другими свойствами, за исключением некоторого сходства в цвете, чем и объясняется его название. Кроме того, следует отметить, что так называемая немецкая, швейцарская или фальзе ляпис-лазурь – это яшма, которой искусно придана пятнистая окраска. Окрашивание используется также для улучшения вида бледной ляпис-лазури.:451-452 |
|
— Герберт Смит, «Драгоценные камни» |
(на кремлёвской выставке 2011 года
в беллетристике
Толпа смолкла. По мраморным ступеням поднимается Обвинённый. Нога Его ступает по агату и ляпис-лазури. Воин пропускает Его в дверь. Он первый раз во дворце: как великого учителя — Его сюда не допускали, как преступника — Его пригласили сюда. |
|
— Пётр Гнедич, «Римский прокуратор» |
— А он возблагодарил провидение, — добавил безжалостный маэстро. — Теперь же наша императрица шлёт ему ящички и кольца, украшенные его вензелем из бриллиантов, ручки для перьев из ляпис-лазури с лавровыми листочками из бриллиантов, массивные золотые вазы с испанским табаком, печатки из крупного цельного бриллианта, и всё это так ярко сверкает, что глаза поэта не перестают слезиться… |
|
— Жорж Санд, «Консуэло» |
Порыв холодного ветра ударил мне в лицо, и передо мной засияло ясное небо, похожее на огромную глыбу ляпис-лазури с золотой пылью бесчисленных звёзд. |
|
— Теофиль Готье, «Клуб гашишистов» |
В своих стихах и прозе Готье — простой ремесленник, нанизывающий блестящие прилагательные, не влагая в них никакой мысли. Его описания никогда не дают определённого представления о предмете. Они напоминают грубую мозаику времён упадка византийского искусства. Отдельные камни — ляпис-лазурь, малахит, яшма, хризопраз — производят тут впечатление варварской роскоши, но не представляют никакого рисунка. |
|
— Макс Нордау, «Вырождение» (Парнасцы и демонисты) |
Лунный свет, врываясь в огромные окна, ложился белыми полосами на мозаичном полу; шаги глухо звучали. Белели статуи, отделяясь от стен; вазы из порфира и ляпис-лазури сторожили двери. |
|
— Екатерина Краснова, «Сон наяву» |
Половина куполообразной крыши красного строения обвалилась внутрь его и засыпала подземный коридор, по которому принцессы, бывало, проходили из дворца в беседку; стены её были сделаны из мраморных плит, прелестных молочно-белых резных панелей, в которые были вкраплены куски агата, корналина, яшмы и ляпис-лазури; когда из-за холма вставала луна, её лучи светили сквозь кружевную резьбу, и на землю ложились тени, похожие на чёрную бархатную вышивку. Как ни был огорчён и голоден Маугли, как ни было ему грустно, он невольно засмеялся… |
|
— Редьярд Киплинг, «Книга джунглей» |
Каких только вещей тут не стояло в шкафах! Из бронзы и серебра и нефрита, коралла, яшмы, бирюзы, ляпис-лазури, слоновой кости, черепахи и т. д. и т. д. |
|
— Александр Верещагин, «В Китае» (Воспоминания и рассказы 1901—1902 гг.) |
в поэзии
(работа мастерской Фаберже)
Пусть любви её просят князья и владыки, Вождь могучий развяжет над нею свой пояс, Одарит её золотом и ляпис-лазурью». Так смирил Эабани скорбное сердце. |
|
— Николай Гумилёв, «Гильгамеш» |
Ты будешь мне мужем, я буду тебе женою, Заложу для тебя колесницу из ляпис-лазури С золотыми колёсами, со спицами из рубинов… |
|
— Николай Гумилёв, «Гильгамеш» |
«О боги, стоящие здесь, как я не забуду моего ожерелья из ляпис-лазури, Так же и этих дней не забуду, всегда буду помнить! Пусть боги подходят к жертве Но пусть Бел не подходит к жертве Потому что он не размыслил, потоп устроил, Людям моим он назначил гибель». |
|
— Николай Гумилёв, «Гильгамеш» |
Кто путает Рембрандта с прочей картиной, Тот изнутри — цвета ультрамарина, Кто не отличает объёмов от линий, Тот, несомненно, — совсем уже синий. Кто путает ляпис с лазурью любой, Тот, я вам скажу, изнутри — голубой. |
|
— Михаил Савояров, «Урок живописи» |
И сквозь ляпис-лазурные льды, На белом погосте, Где так редки песцов и медведей следы, Томятся о пламени ― залежи руды, И о плоти ― мамонтов жёлтые кости. |
|
— Михаил Зенкевич, «Сибирь» |
- 1,01,11,2 «Gemstones» by G.F.Herbert Smith, Late President of the Gemmological Association of Great Britain. Revised by F.S.Phillips, London, Chapman & Hall, 1972.
- 2,02,12,22,32,42,5 М.И. Пыляев «Драгоценные камни, их свойства, местонахождение и употребление», издание третье, значительно дополненное, С-Петербург, изд. А.С.Суворина, 1888 год
- А.Е.Ферсман. «Воспоминания о камне». — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1958 г.
- 4,04,14,24,3 акад. А.Е. Ферсман, «Рассказы о самоцветах», издание второе. — Москва: «Наука». – 1974 год, 240 стр.
- А. Белый. Стихотворения и поэмы в 2-х томах. Новая библиотека поэта. СПб.: Академический проект, 2006 г.
- М.Зенкевич, «Сказочная эра». Москва: Школа-пресс, 1994 год
см. также
«Ультрамарин» (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)
«Лазуревый камень» (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)
Ляпис
Ляпсус