Критика способности суждения — Цитаты

Критика способности суждения (Kritik der Urteilskraft) — эстетический трактат Иммануила Канта (1790).

Цитаты

Способность познания из априорных принципов можно назвать чистым разумом
Философию по праву делят на две совершенно различные по принципам части — на теоретическую как натурфилософию и на практическую как моральную философию
В нашей природе заложено тяготение к заведомо пустым желаниям
Между познавательной способностью и способностью желания находится чувство удовольствия, так же как между рассудком и разумом — способность суждения
Способность суждения вообще есть способность мыслить особенное как подчиненное общему
Осуществление любого намерения связано с чувством удовольствия
Суждение вкуса поэтому не есть познавательное суждение; стало быть, оно не логическое, а эстетическое суждение
Вкус — это способность судить о прекрасном
Интересом называется удовольствие, которое мы связываем с представлением о существовании предмета
Суждение о красоте, к которому примешивается малейший интерес, очень пристрастно и не есть чистое суждение вкуса.
Приятно то, что нравится [внешним] чувствам в ощущении
Приятность есть наслаждение
Мое суждение о предмете, в котором я признаю его приятным, выражает заинтересованность в нем
Всякий интерес предполагает потребность или порождает ее
Цветы, вольные (freie) рисунки, без всякой цели сплетающиеся линии в так называемом орнаменте из листьев никакого значения не имеют, ни от какого определенного понятия не зависят — и все-таки нравятся.
Приятным каждый называет то, что доставляет ему наслаждение; прекрасным — то, что ему только нравится’, хорошим — то, что он ценит
Приятное ощущают и животные, лишенные разума; красоту — только люди
Вкус есть способность судить о предмете или о способе представления на основании удовольствия или неудовольствия, свободного от всякого интереса. Предмет такого удовольствия называется прекрасным
Бывает нравственность (поведение) без добродетели, вежливость без благосклонности, приличие без честности
В суждении вкуса я признаю прекрасной розу, на которую я смотрю.
Если об объектах судят только по понятиям, теряется всякое представление о красоте
Всякий интерес портит суждение вкуса и лишает его беспристрастности
цель вообще есть то, понятие чего можно рассматривать как основание возможности самого предмета
Суждение же вкуса есть эстетическое суждение, т. е. такое, которое покоится на субъективных основах
Цветы — это свободная красота в природе.
Многие птицы (попугай, колибри, райская птица), множество морских моллюсков сами по себе суть такая красота, которая не присуща ни одному предмету, определяемому по понятиям в отношении его цели: они нравятся необусловленно (frei) и сами по себе.
Удовольствие же от красоты не предполагает никакого понятия, а непосредственно связано с представлением
Идея означает, собственно говоря, некое понятие разума, а идеал — представление о единичной сущности, адекватной какой-либо идее.
Характерное в этом виде, доведенное до преувеличения, т. е. то, что уже наносит ущерб идее нормы (целесообразности рода), называется карикатурой
Прекрасное в природе касается формы предмета, которая состоит в ограничении; возвышенное же можно находить и в бесформенном предмете, поскольку в нем или благодаря ему представляется безграничность
Природа именно в своем хаосе или в своем самом диком и лишенном всяких правил беспорядке и опустошении, если только видны величие и мощь, сильнее всего вызывает в нас идеи возвышенного.
Для анализа возвышенного необходимо деление, которого анализ прекрасного не требует, а именно деление на математически возвышенное и динамически возвышенное (§ 24)
Чувство возвышенного предполагает связанное с суждением о предмете движение души как свою отличительную особенность, тогда как вкус к прекрасному предполагает и сохраняет душу в состоянии спокойного созерцания
Возвышенным мы называем то, что безусловно велико (§ 25)
Возвышенно то, в сравнении с чем все другое мало
Сила (Macht) — это способность преодолевать большие препятствия. Та же сила называется властью (Gewalt), если она может преодолеть сопротивление того, что само обладает силой. Природа, в эстетическом суждении рассматриваемая как сила, которая не имеет над нами власти, динамически возвышенна.
То, чему мы стремимся оказать сопротивление, есть зло, и, если мы находим наши силы недостаточными для этого, оно предмет страха
Кто боится, тот вообще не может судить о возвышенном в природе, как не может судить о прекрасном тот, кто во власти склонности и влечения.
Чувство избавления от опасности есть радость
Чем страшнее их вид, тем приятнее смотреть на них, если только мы сами находимся в безопасности; и эти предметы мы охотно называем возвышенными
война, если она ведется правильно и со строгим соблюдением гражданских прав, содержит в себе нечто возвышенное
то, что мы, подготовленные культурой, называем возвышенным, без развития нравственных идей покажется только отпугивающим необразованному человеку
негодование как гнев есть аффект, но как ненависть (жажда мести) — страсть
Критика способности суждения

Расскажите своим друзьям: