Казимир Северинович Малевич — Цитаты

( «Казимир Малевич»)

Казимир Северинович Малевич — русский и советский художник, основатель супрематизма.

Цитаты

Б

 

Бег лошади можно передать однотонным карандашом. Но передать движение красных, зелёных, синих масс карандашом нельзя. — «От кубизма и футуризма к супрематизму».

В

 

В точке нечего видеть кроме точки, поэтому появляется в супрематизме точка в виде квадрата или круга, вызывающая сильнейшее негодование всего общества. Но в конце придут к точке — себе. — «В моем живописном опыте…»

 

Вечный покой был когда-то нарушен и мир рассыпался на различия и теперь беснуется и идет вновь к миру безразличному. — «В моем живописном опыте…»

 

Все картины в искусстве идут сзади творческих форм утилитарного порядка. Картины натуралистов все имеют форму ту, что и в натуре. — «От кубизма и футуризма к супрематизму».

 

Всегда требуют, чтобы искусство было понятно, но никогда не требуют от себя приспособить свою голову к пониманию. — «О новых системах в искусстве».

 

Всё бралось живое, трепещущее и прикреплялось к холсту, как прикрепляют насекомые в коллекции. — «От кубизма и футуризма к супрематизму».

 

Всякая живописная плоскость, будучи превращена в выпуклый живописный рельеф, есть искусственная красочная скульптура, а всякий рельеф, превращенный в плоскость, есть живопись. — «От кубизма и футуризма к супрематизму».

 

Всякая живописная плоскость живее всякого лица, где торчат пара глаз и улыбка. — «От кубизма и футуризма к супрематизму».

 

Всякое мое действо должно совершаться экономическим путём. Творческая мысль человека убегает от путаных, может быть, красивых узорных сплетений и украшений к простому экономическому выражению. — «О новых системах в искусстве».

Г

 

Груз надо свалить, а его привязали на шею творческой воли. — «От кубизма и футуризма к супрематизму».

Д

 

Для каждой эпохи необходимо и новое искусство. — «О новых системах в искусстве».

Е

 

Если религия познала Бога, познала нуль. Если наука познала природу, познала нуль. Если искусство познало гармонию, ритм, красоту, познало нуль. Если кто-либо познал Абсолют, познал нуль. — «Супрематическое зеркало».

Ж

 

Живое превратилось в неподвижно мёртвое состояние. — «От кубизма и футуризма к супрематизму».

 

Живопись — краска, цвет, она заложена внутри нашего организма. Её вспышки бывают велики и требовательны. — «От кубизма и футуризма к супрематизму».

 

Живописцы должны бросить сюжет и вещи, если хотят быть чистыми живописцами. — «От кубизма и футуризма к супрематизму».

И

 

И если бы мастера Возрождения отыскали живописную плоскость, то она была бы гораздо выше, ценнее любой Мадонны и Джиоконды. — «От кубизма и футуризма к супрематизму».

 

И только трусливое сознание и скудность творческих сил в художнике поддаются обману и устанавливают своё искусство на формах натуры, боясь лишиться фундамента, на котором основал своё искусство дикарь и академия. — «От кубизма и футуризма к супрематизму».

 

Идя за формой вещей, мы не можем выйти к самоцели живописной, к непосредственному творчеству. — «От кубизма и футуризма к супрематизму».

 

Интуитивное же творчество не имеет утилитарного назначения. До сих пор в искусстве мы не имеем этого выявления Интуиции. — «От кубизма и футуризма к супрематизму».

 

Интуитивное, мне кажется, должно выявиться там, где формы бессознательны и без ответа. — «От кубизма и футуризма к супрематизму».

 

Интуитивная форма должна выйти из ничего. Так же, как и Разум, творящий вещи для обихода жизни, выводит из ничего и совершенствует. — «От кубизма и футуризма к супрематизму».

 

Искусство — это умение создать конструкцию, вытекающую не из взаимоотношений форм и цвета и не на основании эстетического вкуса красивости композиции построения, — а на основании веса, скорости и направления движения. — «От кубизма и футуризма к супрематизму».

 

Искусство в сущности своей беспредметно, абстрактно. — «Живопись»

 

Искусство должно отрешаться от вчерашнего. — «О новых системах в искусстве».

 

Искусство есть тот момент достижения, который остановился, в котором пресекается всякое изменение. — «Образ и его материализация».

 

Искусство не знает ни света, ни темноты, то и другое равно прекрасно, и то и другое составляют контраст, творящий красоту; нет ни белого, ни чёрного. Оно, Искусство, всюду равно. — «Искусство».

 

Искусство не имеет ни будущего, ни прошлого, следовательно, оно вечно сегодняшнее. — «Экономические законы».

 

Искусство не слуга телу и его потребностям. Искусство есть колебание великой тайны божественного творящего Духа, который через пробуждение нашей души творит знаки нового реального мира и нашего сознания.

 

Искусство недвижно, ибо совершенно. — «Образ и его материализация».

 

Искусство опровергает разум и признает безразумное чувство — наитие, вдохновение, настроение. Но под искусством надо понимать также необходимость чего-то познавать и приводить хаос природы в гармонический порядок. Искусство не исключается из разума, целесообразности. — «Архитектура как степень наибольшего освобождения человека от веса».

К

 

Каждая форма есть мир. — «От кубизма и футуризма к супрематизму».

 

Каждая форма свободна и индивидуальна. — «От кубизма и футуризма к супрематизму».

 

Как нет в природе сознания ни зрения, ни слуха, ни ощущения, ни времени, так нет в природе и субъекта или объекта. — «О субъективном и объективном в искусстве или вообще».

 

Картину нельзя рассматривать только с точки цвета, её нужно видеть и слышать. — «В природе существует объем и цвет…»

 

Картину нужно видеть и слышать. — «В природе существует объем и цвет…»

 

Квадрат — зародыш всех возможностей. — «В моем живописном опыте…»

 

Квадрат не подсознательная форма. Это творчество интуитивного разума. — «От кубизма и футуризма к супрематизму».

 

Квадрат стал элементом выражения не только ощущений живописных, но и других, например ощущений покоя, динамики, мистических. — «Супрематизм».

 

Когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображение уголков природы, Мадонн и бесстыдных Венер, тогда только увидим чисто-живописное произведение. — «От кубизма и футуризма к супрематизму».

 

Кто чувствует живопись, тот меньше видит предмет, кто видит предмет, тот меньше чувствует живописное. — «О новых системах в искусстве».

М

 

Мы не можем победить природу, ибо человек — природа. — «О новых системах в искусстве»

Н

 

Написанное лицо в картине дает жалкую пародию на жизнь, и этот намёк лишь напоминание о живом. — «От кубизма и футуризма к супрематизму».

 

Не должно остаться ни жизни, ни смерти, ибо эти два понятия врозь не существуют. — «Заметки разных лет».

 

Новая железная, машинная жизнь, рёв автомобилей, блеск электрических огней, ворчание пропеллеров — разбудили душу, которая задыхалась в катакомбах старого разума и вышла на сплетение дорог неба и земли. Если бы все художники увидели перекрестки этих небесных дорог, если бы они охватили этот чудовищный пробег и сплетения наших тел с тучами в небе — тогда бы не писали хризантемы. — «От кубизма и футуризма к супрематизму».

 

Нужно дать формам жизнь и право на индивидуальное существование. — «От кубизма и футуризма к супрематизму».

 

Нужно оформить тело и дать ему живой вид в реальной жизни. А это будет тогда, когда формы выйдут из живописных масс, т. е. возникнут так же, как возникли утилитарные формы. Такие формы не будут повторением живущих вещей в жизни, а будут сами живой вещью. — «От кубизма и футуризма к супрематизму».

П

 

Плоскость же живая, она родилась. Гроб напоминает нам о мертвеце, картина о живом. — «От кубизма и футуризма к супрематизму».

 

Покой есть единственная необходимость человека. — «В моем живописном опыте…»

 

Принцип дикаря есть задача создать искусство в сторону повторения реальных форм натуры. — «От кубизма и футуризма к супрематизму».

 

Природа состоит из разнообразных знаков. — «О новых системах в искусстве».

 

Прошлое стремится овладеть будущим для того, чтобы поставить на новых местах старые колонки прошедшей культуры. — «В моем живописном опыте…»

 

Путь Искусства шел все выше и выше и кончился только там, где уже исчезли все контуры вещей, не стало образов, не стало идейных представлений и взамен разверзлась пустыня. — «Супрематизм».

 

Путь человека лежит через пространство, супрематизм, семафор цвета — в его бесконечной бездне. — «Беспредметное творчество и супрематизм».

Р

 

Разве может понять человек, который ездит всегда в таратайке, переживания и впечатления едущего экспрессом или летящего в воздухе. — «От кубизма и футуризма к супрематизму».

 

Раскрашенная плоскость — есть живая реальная форма. — «От кубизма и футуризма к супрематизму».

 

Религия не экономна, но имеет в виду практическую цель в будущем, в царствии небесном. — «Экономические законы».

С

 

Самоценное в живописном творчестве есть цвет и фактура — это живописная сущность, но эта сущность всегда убивалась сюжетом. — «От кубизма и футуризма к супрематизму».

 

Собираясь передать жизнь формы — передавали в картине мёртвое. — «От кубизма и футуризма к супрематизму».

 

Создание контрастов форм образует единое согласие тела постройки. — «О новых системах в искусстве».

Т

 

Тогда исчезнет привычка видеть в картинах Мадонн и Венер с заигрывающим, ожиревшим амуром. — «От кубизма и футуризма к супрематизму».

 

Только в абсолютном творчестве он обретёт право своё. — «От кубизма и футуризма к супрематизму».

 

Только тогда я свободен, когда моя воля через критическое и философское обоснование из существующего сможет вынести обоснование новых явлений. — «Беспредметное творчество и супрематизм».

 

Три квадрата указывают путь. — «Супрематизм. 34 рисунка».

 

Труд не является совершенством человеческой жизни, которая по существу ленива. Я хочу сделать лень не матерью пороков, а матерью совершенства. — «Лень как действительная истина человечества»

Х

 

Художник должен выстроить живописную систему как живое тело. — «О новых системах в искусстве».

 

Художник может быть творцом тогда, когда формы его картины не имеют ничего общего с натурой. — «От кубизма и футуризма к супрематизму».

 

Художники были чиновниками, ведущими опись имущества натуры, любителями коллекций зоологии, ботаники, археологии. Ближе к нам молодежь занялась порнографией и превратила живопись в похотливый хлам. — «От кубизма и футуризма к супрематизму».

 

Художнику дан дар для того, чтобы дать в жизнь свою долю творчества и увеличить бег гибкой жизни. — «От кубизма и футуризма к супрематизму».

Ц

 

Цель всех гармонических овладеваний заключается в достижении покоя. Покой есть единственная необходимость человека, необходимость беспредметная. — «В моем живописном опыте…»

 

Цель музыки — молчание. — Одинокая запись Малевича на пустом листе.

Ч

 

Человек — форма такой же знак, как нота, буква. — «О поэзии».

 

Чёрный квадрат определил экономию, которую я ввёл как пятую меру искусства. — «Супрематизм. 34 рисунка».

Я

 

Я преобразился в нуле форм и выловил себя из омута дряни Академического Искусства. — «От кубизма и футуризма к супрематизму».

 

Я уничтожил кольцо — горизонта, и вышел из круга вещей, с кольца горизонта, в котором заключены художник и формы натуры. Это проклятое кольцо, открывая всё новое и новое, уводит художника от цели гибели. — «От кубизма и футуризма к супрематизму».

Расскажите своим друзьям: