Цитаты

Цитаты про эпатаж

Эпатаж (на французском: épatage) — умышленно провокационная выходка или вызывающее, шокирующее поведение, противоречащие принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам, демонстрируемые с целью привлечения внимания.

«Молодежной трудовой оппозиции» предложили прекратить раскольничью деятельность, и Спирька, лишившись трибуны, заскучал и закапризничал. Между приступами малярии ― его трепала малярия ― он то эпатировал нэпманов на улице, то закатывался с неподходящими ребятами в пивнушку, то вдруг окружал большую Зою тяжелым, настойчивым, каким-то неприязненным вниманием…

― Если ты не паразит, ― закончил Спирька, ― работай, что тебе советская власть велела, и все. На то существуешь.

— Вера Панова, «Сентиментальный роман», 1958
Какое грубое, безнравственное, пошлое и бессмысленное произведение «Гамлет».

Вот какого был мнения Толстой о «Гамлете»! О моем «Гамлете»! О «Гамлете», которого я считаю вершиной мирового драматического искусства.

И кто из нас прав ― я или Толстой? А хуже всего, что он не кривлялся, не эпатировал, а действительно так думал.

— Анатолий Мариенгоф, «Это вам, потомки!», 1960
― Все это уже устарело, ― не удержался я, ― все это только для нашего русского потребления. У французов уже давно ― Ван Гог, Гоген, Сезанн. Теперь вот Матисс, Пикассо, Брак. А мы все барахтаемся в мирискусничестве и принимаем его за последнее слово в живописи. Среди наших художников нет гениев, только таланты. Вот разве что Врубель. Все опять притихли. Мой экстремизм явно эпатировал приличное общество. Ксения встала, взяла меня под руку и отвела к окну. ― Милый, ты слишком возбужден, ты говоришь чрезмерно запальчиво, ты никому слова сказать не даешь, ― шептала она.
— Геннадий Алексеев, «Зелёные берега», 1984
Он не боялся молодых, не боялся показаться несовременным. Это они ― отсталые, невежды, олухи, тёпы, он их жучил как хотел, уличал в серости, эпатировал, подначивал, и они бегали за ним. Зубр был со всеми одинаков ― от нобелевского лауреата до лаборанта. Для него не было разницы, кто ты ― татарин, эстонец, китаец, поэтому он не задумываясь, с неумелым акцентом рассказывал армянские, еврейские анекдоты и первый хохотал, высмеивал америкашек, итальяшек, армяшек, больше же всех от него доставалось русским, и никто его ни в чём не мог заподозрить.
— Даниил Гранин, «Зубр», 1987
Не знаю, как на семинарах или в дружеском общении с собратьями по науке, но с простыми смертными Ландау никакой формы собеседования, кроме спора, не признавал. Однако меня в спор втягивать ему не удавалось: со мной он считал нужным говорить о литературе, а о литературе ― наверное, для эпатажа! ― произносил такие благоглупости, что спорить было неинтересно. Увидя на столе томик Ахматовой: «Неужели вы в состоянии читать эту скучищу? То ли дело ― Вера Инбер», ― говорил Ландау. В ответ я повторяла одно, им же пущенное в ход словечко: «Ерундовина».
— Лидия Чуковская, «Прочерк», 1994
А потом нежданно, негаданно
Бубенцами звеня идей,
Эпатировать отрадно
Проституток как милых детей.Бледными тротуарами от разгула в зари разбеге,Вести себя, как гид ―Ваших губ петушиный гребеньЗаставляет нелепо жить.
— Рюрик Рок, «Как в лугах незабудок — небе…», 1919
Присядем на камень, пугая ворон.

Ворон за ворон не считая,

урон державным своим эпатажем

ужо нанесём ― и завяжем.

— Денис Новиков, «Россия» 1992
Равель – это, конечно, тоже Римская премия, но очень большого таланта. Как бы тебе сказать…, это ещё один Дебюсси, (немного моложе) только значительно более вызывающий и эпатажный.

Всякий раз, когда я встречаю его, Равель принимается меня уверять, как многим он мне обязан. Что ж, это восхитительно, не иначе.:137

— Эрик Сати, из письма брату, 14 января 1911 года
И одновременно Хлебников. Поэтической практике Олейникова многое в Хлебникове чуждо . И всё же традиция Хлебникова живёт в олейниковском понимании слова, в принципе его словоупотребления.

Этот принцип объединял Олейникова с обериутами. Олейников с его сильным и ясным умом очень хорошо понимал, где кончается бытовой эпатаж обериутов и начинается серьёзное писательское дело.

— Лидия Гинзбург, «Николай Олейников», 1990
Он был Гамлетом. А выдавал себя за Швейка.

Довлатов соблюдает необходимую меру сочетания сокровенности и эпатажа, такую именно, чтобы царапала души. Среди цинической бравады и чуть ли не вслух проговоренных отречений от «традиций русской гуманистической литературы» внезапно появляются совершенно гаршинские, вполне достоевские, толстовские строки.

— Никита Елисеев, «Человеческий голос», 1994
Как правило, его отличает отточенное литературное мастерство, редкая в жанре НФ психологическая обрисовка характеров; многие рассказы писателя заведомо нацелены на шок и эпатаж, Эллисон настроен агрессивно не только по отношению к окружающему миру, но при случае безжалостно расправляется с очередным неписанным табу или традицией жанра НФ (впрочем, это «бунтарство» имеет свои границы, что подтверждается рекордным числом высших премий, редко присуждаемых слишком вызывающим работам).
— Вл. Гаков, «Энциклопедия фантастики. Кто есть кто», 1995
Полуграмотные охранители, и туземные, и наши, эпатированные непереводимыми терминами «fuck» и «shit», введенными поэтом в тексты, не хотят замечать, как в глубинах гинсбергского бунтарского сленгового, сильно ритмизированного духовного стиха просвечивает классическая культура У. Блейка, его Бога, Э. А. По, Эзры Паунда. Когда он одевался в черную прозодежду и улично эпатировал эстраду, эта Культура стояла за ним в глубине сцены. Сейчас, когда он носит смокинг (правда, как он оправдывается, купленный по скидке), за ним стоят стихия нынешней речи, современность.
— Андрей Вознесенский, «На виртуальном ветру», 1998
Подавляющее большинство критиков с единодушным удовлетворением констатировало, что в «Пути Бро» Сорокин в покаянном жесте отказался от своего былого, вызывающе скандального литературного поведения . Слава Богу (литературных репутаций), [они] ошиблись. Художественная словесность развивается, как это стало ясно уже Ю. Н. Тынянову и М. М. Бахтину, через пародирование, т. е., если угодно, через вербальную копрофагию. В «Пути Бро» Сорокин остаётся мэтром эпатажа и даже, быть может, превосходит себя. Именно это обстоятельство стало предметом моих размышлений после прочитанного.

«Путь Бро» — пощёчина общественному вкусу, ожидающему от литературы неожиданности.

— Игорь Смирнов, «Критическая масса», 2004
Весь этот внешний эпатаж вызван обстоятельствами её жизни, девочка с десяти лет должна была ходить с охраной, вести себя как положено, а не как хочется. И сейчас она это отчасти компенсирует, но думаю, что это временный период.
— Людмила Нарусова о своей дочери, 2004
Все исследователи в один голос (видимо, давая «петуха») утверждают, что стиль и строй музыки этого балета пришёл из атмосферы французского мюзик-холла начала века (ещё довоенного). Интересно бы мне знать, — где это наши бравые музыковеды видывали подобный, с позволения сказать, «мюзик-холл». Нахальный, лишённый малейшего желания «развлекать» или веселить. Усиленный в десятки раз по хлёсткому напору и эпатажу. И почти невозвратно авангардный по музыкальному языку, традиционному и «тональному» только на первый взгляд.
— Юрий Ханон, «Прекрасная истеричка», 2014

Статья была изменена: 1 февраля, 2024