Персоны

Цитаты Владимира Сергеевича Соловьёва

Фразы Владимира Сергеевича Соловьёва

Подборка высказываний и цитат Владимира Сергеевича Соловьёва, русский мыслитель.

Соловьев говорил :» Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага.

Внутренний грех самообоготворения может быть искуплен только внутренним, нравственным подвигом самоотречения

Человек должен быть нравственным свободно, а для этого нужно, чтобы ему была предоставлена и некоторая свобода быть безнравственным.

Главное дело веры относительно Бога есть молитва, относительно ближнего милостыня, относительно собственной своей природы.

Ум – это безумная обезьяна, несущаяся к пропасти. Причем мысль о том, что ум – это безумная обезьяна, несущаяся к пропасти, есть не что иное, как кокетливая попытка безумной обезьяны поправить прическу на пути к обрыву.

Чтобы должным образом осуществлять благо, необходимо знать истину; для того, чтобы делать, что должно, надо знать, что есть.

Имей в себе Бога.

Справедливость не есть простое равенство, а равенство в исполнении должного.

Кто хочет принять смысл жизни как внешний авторитет, тот кончает тем, что за смысл жизни принимает бессмыслицу своего собственного произвола.

Святые столпники неподвижным подвигом двигают народные массы, и тёмные пещеры отшельников светят всему миру.

Обладание истиной не может составлять привилегии народа так же, как оно не может быть привилегией отдельной личности.

Относись ко всему по-Божьи.

Перед высшей Божьей правдой всякая своя самодельная правда есть ложь, а попытка навязать эту ложь другим есть преступление.

Нравственное значение брака состоит в том, что женщина перестает быть орудием естественных влечений, а признается как существо абсолютно ценное само по себе…

Смертная казнь есть убийство как таковое, абсолютное убийство, то есть принципиальное отрицание коренного нравственного отношения к человеку.

Какое небытие? Где вы вообще его видели? Чтобы «не быть», мало того, что надо быть, надо еще и подмалевать к бытию слово «не».

Таким образом, в человеке святом актуальное благо предполагает потенциальное зло: он потому так велик в своей святости, что мог бы быть велик и во зле; он поборол силу зла, подчинил ее высшему началу, и она стала основанием и носителем добра. Потому-то народ иудейский, показывающий самые худшие стороны человеческой природы, «народ жестоковыйный» и с каменным сердцем, этот же самый народ есть народ святых и пророков Божиих, народ, в котором должен был родиться новый духовный человек.

Если… возбуждение национального чувства сопровождается беспредельным самомнением и самодовольством, тупым презрением и слепою враждой к чужому; если историческая рознь ставится как идеал и фактические разделения возводятся в принцип; если каждый народ смотрит на другие или как на вечных врагов и соперников, или же как на ручьи, которые должны слиться в его море, — если, одним словом, национальное чувство является только в образе национального эгоизма, — то, без всякого сомнения, оно есть отречение от вселенского христианства и возвращение к языческому и ветхозаветному партикуляризму. И если такому национальному эгоизму суждено возобладать в человечестве, — тогда всемирная история не имеет смысла и христианство напрасно являлось на земле… Национальное самосознание есть великое дело; но когда самосознание народа переходит в самодовольство, а самодовольство доходит до самообожания, тогда естественный конец для него есть самоуничтожение: басня о Нарциссе поучительна не для отдельных только лиц, но и для целых народов.

Ум, одолевший собственные сомнения, не делает сердце равнодушным к чужим заблуждениям.

Высшая нравственность требует некоторой свободы и для безнравственности.

Человек мог бы быть определен как животное стыдящееся.

«Есть смысл в жизни, именно в ее эстетической стороне, в том, что сильно, величественно, красиво. Отдаться этой стороне жизни, охранять и укреплять ее в себе и вне себя, доставлять ей преобладание и развивать дальше до создания сверхчеловеческого величия и новой чистейшей красоты – вот задача и смысл нашего существования».

Фразы, выражения, высказывания и цитаты Владимира Сергеевича Соловьёва (16 (28) января 1853, Москва — 31 июля (13 августа) 1900, имение Узкое, Московская губерния) — почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900), русский философ, мыслитель, публицист, поэт, литературный критик, стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала двадцатого века.


Статья была изменена: 26 января, 2024